«ОСОБЕННОСТИ МЕДИТАЦИОННЫХ СОСТОЯНИЙ С УСПЕХОМ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ПЕДАГОГИКЕ ДЛЯ УСКОРЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ. »

особенности, медитационных, состояний, успехом, используются, педагогике, ускорения, обучения, повышения, эффективности

Молитвы по своему характеру близки в общем к концентра-тивной медитации.

особенности, медитационных, состояний, успехом, используются, педагогике, ускорения, обучения, повышения, эффективности

Особенности медитационных состояний с успехом используются в педагогике для ускорения обучения, повышения его эффективности.

Медитация и обучение.

Особенности медитационных состояний с успехом используются в педагогике для ускорения обучения, повышения его эффективности. Уже давно психологи обнаружили, что расслабление мышц позволяет лучше вспомнить заученный ранее материал. Но если для успешного учения достаточно было бы расслабления, то отличниками становились бы дремлющие на уроках лентяи. Необходимо все то же сочетание мышечного расслабления с концент­рацией внимания, ведущее к изменениям в соотношении активности полушарий мозга.

С использованием раджа-йоги, которую он тщательно изучал 20 лет, создал свой получивший известность во всем мире метод обучения иностранным языкам болгарский врач-психотерапевт Георгий Лозанов. Вот как описывают занятие под его руководством американки Шейла Острандер и Линн Шёдер, изучающие прогрессивные методы обучения и приезжавшие в Болгарию за опытом: «Сначала учащиеся проделали упражнения для глубокого расслабления. После того, как мышечное напряжение было устранено, последовали йогические дыхательные упражнения для улучшения концентрации. Специально подобранная музыка способствовала замедлению физических и мыслительных процессов, возникновению медитативного состояния сознания. Затем на фоне музыки зазвучали английские слова и их перевод. Они произносились медленно и следовали одно за другим с одинаковыми временными промежутками».

Суггестопедия (такое название получил метод Г. Лозанова) оказалась способной творить чудеса. Люди, до начала курса обучения не умевшие сказать хау ду ю ду, спустя несколько недель начинали непринужденно объясняться на хорошем английском языке.

Студенты Университета штата Айова (США), занимавшиеся по методу Г. Лозанова, курс испанского языка, рассчитанный на год, успешно прошли за 10 дней, занимаясь по четыре часа в день. Не удивительно, что среди тех, кто добился с помощью метода Г. Лозанова поразительных успехов, было много людей из стран Дальнего Востока, где медитация является частью культуры. В то же время в ряде стран попытки использовать суггесто­педию оказались неудачными.

В Канаде, например, стране с двумя — английским и французским — государственными языками правительство ассигновало миллионы долларов, чтобы способствовать изучению французского языка в школах и университетах, где большинство учащихся англоязычны. Через несколько лет оказалось, что деньги выброшены на ветер: на экзаменах по французскому языку провалы приняли массовый характер, ученики жаловались, преподаватели были в отчаянии. Метод, казалось, был скомпрометирован.

Анализ показал, однако, что причина неудач кроется не в недостатках суггестопедии, а, как пишет канадская последовательница Г. Лозанова доктор наук Джейн Банкрофт, в безличностном характере методов преподавания, порождаемых бюрократической системой. Мало было закупить совершенное техническое оборудование, оснастить им лингафонные кабинеты и расширить штат преподавателей. При массовом использовании суггестопедии за бортом оказались такие требующие внимательного отношения и кропотливой работы ее элементы, как правильное ритмическое дыхание, вызывающая расслабление музыка и другие приемы, формирующие медитативное состояние. Преподаватели, видящие свою задачу в том, чтобы научить склонению существительных и спряжению глаголов, оказались не готовыми иметь дело с интуитивными ощущениями и необычными состояниями сознания.

То, что необычный метод появился в Болгарии, вряд ли можно считать случайностью. В течение столетий эта страна была центром различных духовных практик. В X в. здесь возникла идеология богомильства, приведшая затем к движению катаров, которых в Западной Европе называли славянами или булгарами. Учение катаров провозглашало аскетизм, безбрачие, отказ от насильственных действий, запрещение животной пищи. Испытав влияние гностицизма, религиознофилософского течения, впитавшего в себя в числе прочих идей индийской философии, катары считали излишними церковные здания и иконы. Отвергали они и священников как посредников между богом и людьми, считая, что человек должен стремиться к самостоятельному познанию истины путем приобщения к «космическому сознанию», что требовало, выражаясь современным языком, психофизической тренировки с использованием различных техник, державшихся в тайне от посторонних.

Таковы исторические корни того обстоятельства, что Болгария занимает одно из первых мест в мире по числу (на душу населения) экстрасенсов: ясновидящих, целителей, предсказателей. В наше время наибольшую известность из них получила Ванга Димитрова, о сверхъестественных способностях которой многократно рассказывалось и в нашей прессе. Она находила пропавших без вести, помогала раскрывать преступления, ставила диагнозы, могла рассказать в деталях о прошлом незнакомого человека, предсказывала будущее.

Г. Лозанов изучал В. Димитрову и еще более 60 экстрасенсов, стараясь понять, как им удается получить доступ к информации, закрытой для большинства людей. Как они выводят эту информацию на уровень сознания? Благодаря чему устанавливают контакт с будущим?

Он пришел к выводу, что при осуществлении экстрасенсами своих необычных функций в их телах и умах происходят процессы, аналогичные тем, какие стимулируются упражнениями раджа-Рогц и ведут к расширению сознания. То есть упражнения раджа-йоги направлены на достижение состояний, которые у экстрасенсов возникают сами по себе. С учетом полученных данных Г. Ло-занов и разработал детали своего метода.

Будучи врачом, он стремился к тому, чтобы занятия по его системе были не только увлекательными и эффективными, но и благоприятно влияющими на здоровье. Здесь мы подошли к интересной и важной особенности суггестопедии, связанной с предполагаемым ею медитативным состоянием. Учение способствует здоровью? Мы с детства слышим наказ: грызи гранит науки! От одних этих слов начинают болеть зубы. Дело, впрочем, не только в воображении. Устрашающе увеличивается число заболеваний среди учащихся. Причину медики видят в стрессе, которому те подвергаются в борьбе за знания. Возникло даже такое понятие: дидактогения. Так называют неблагоприятные песледствия обучения и воспитания — нарушения физического здоровья, психотравмы. Мы привыкли считать, что путь к вершинам знаний изнурителен. Так может быть следует поискать другие пути?

Поиск ведется. Всех участвующих в нем объединяет целостный, так называемый холистический подход к человеку. Идея такова: вне зависимости от того, пытаетесь ли вы научиться говорить по французски, плавать кролем или же раздумываете о том, какое принять решение по трудному вопросу, в процесс оказываются вовлечены ваши логический ум, интуиция и тело. Холистический подход направлен на то, чтобы три составляющие действовали в одном направлении, что позволит полностью использовать все существенные силы человека. И если такое удается, то начинают происходить удивительные вещи: девушка, увлеченная чтением стихов, вдруг замечает, что насморк прекратился, литератор во время пробежки неожиданно находит слова, которые часами тщетно искал сидя за письменным столом.

Один мой знакомый из Болгарии рассказывал, что на курсы английского языка, проводившегося по методу суггестопедии, он приходил после целого дня работы, усталый, иногда с головной болью. Но медитативные состояния, которые он там испытывал, оставляли после занятий замечательное чувство свежести. И остальные занимающиеся уходили с уроков не только существенно пополнив запас слов и выражений, но и отдохнувшими, бодрыми.

Медитация и ведение дневника

Процесс литературного творчества (по крайней мере на одном из этапов) также предполагает особое состояние автора, его обращенность внутрь себя. М. М. Пришвин так раскрыл свой метод: «Всякие мои исследования начинаются от самого себя, я тему свою, как пустую бадью, опускаю в свой колодец, и, если бадья пустая, бросаю эту тему как мертвую. А если из колодца приходит вода, то я спящий материал опрыскиваю этой живой водой, и тогда отчего-то забываю себя».

Существует выражение: «писать милостью божьей» или «прирожденный писатель». С раннего детства мы все такие. К- И. Чуковский в «От двух до пяти» хорошо показывает, что дети обладают качеством, без которого невозможно быть настоящим писателем: способностью жить в особом мире новизны, а не рутины, восторга и восхищения, а не обязанности, настоящего, а не прошлого или будущего. Им присущи черты, без которых трудно пред­ставить литературное творчество: раскованность, восприимчивость, интуиция, чувство красивого, открытость, способность сопереживания. Но сохранить, не говоря уже о том, чтобы развить способности удается лишь немногим. Потери начинаются в школе, где процессу письма учат фрагментарно: чистописание, грамматика,, синтаксис. Механическое, логическое берет верх над образным, душевным, личностным. Пропадает желание писать для того, чтобы рассказать о своих чувствах, открытиях, виденном, слышанном, испытанном и пережитом. О всем том, что составляет многогранный кристалл человека.

Оставим сейчас в стороне потери, какие несет культура. Но ведь ущерб терпит каждый, кто лишается даваемой письмом способности к самовыражению, ограничивает свои творческие возможности в разных сферах жизни. Для обретения дара писать недостаточно технических навыков и логических построений. Необходимо еще культивировать воображение и интуицию, озаряющие эти построения.

Не каждый может создать литературное произведение. Но опи шите какое-нибудь событие, произведшее на вас впечатление, случай, свидетелем которого стали, и вы совершите чудо: остановите бег времени. Возвращаясь к написанному вы заново станете обдумывать, переживать происшедшее, а это уже своего рода медитация! Кстати, к подобной форме медитации часто прибегают дети,, раз за разом с интересом выслушивающие сказку, хотя давно уже хорошо знают, что в конце-концов добрый охотник распорет живот злому волку и освободит Красную шапочку и бабушку.

Сделать жизнь более осознанной может помочь ведение дневника. При условии, что автор будет в нем совершенно откровенен.. Тогда не зря будет сделана под занавес дня запись, содержащая: размышления о главном в нем, о свершениях и поражениях, об'» уроках прошлого.

Ведение дневника не только расширяет сознание, но и улучшает самочувствие, а также, как на основании обширного собранного ими материала доказали американские исследователи Джеймс Пеннебейкер и Клаудиа Гувер, увеличивает сопротивляемость болезням, являясь своеобразной разрядкой, снимающей излишнее напряжение.

Прежде чем перейти к изложению программ медитационных упражнений следует сказать вот что: медитация полезна и приносит здоровье, когда сочетается с деятельностью, требующей тела и души. Медитация и акция, то есть активность, дополняют друг друга. Будем помнить, что ключевой вопрос, стоящий сегодня перед нашим обществом — вопрос перестройки сознания, мышления, преодоления косности. Нельзя добиться совершенствования общества без совершенствования составляющих его индивидов. Но человек должен уметь совершенствовать себя. Вот почему нельзя пренебрегать всем тем лучшим, что за тысячелетия мировая культура создала в области воспитания и самовоспитания.

Л. Каганов. МЕДИТАЦИЯ-ПУТЬ К СЕБЕ

Ключевые слова: особенности, медитационных, состояний, успехом, используются, педагогике, ускорения, обучения, повышения, эффективности.

Скачать zip - Особенности медитационных состояний с успехом используются в педагогике для ускорения обучения, повышения его эффективности. - zip. Скачать mp3 - Особенности медитационных состояний с успехом используются в педагогике для ускорения обучения, повышения его эффективности. - mp3.

top777.ariom.ru
Магия и магические практики

Важно свести к минимуму внешние помехи, отвлекающие внимание.

На главную В раздел На форум В меню